Диверсификация бизнеса в 2024 году
Снизить риски, повысить эффективность бизнес проектов и усилить конкурентоспособность — все эти задачи решает диверсификация. Разберем, что это и какие шаги требуются, чтобы диверсифицировать бизнес.
Содержание
Что такое диверсификация бизнеса?
Диверсификация — это стратегическое решение компании расширить операционный бизнес за счет новых продуктов, услуг или рынков. Главная ее цель — уменьшить риски и повысить устойчивость фирмы за счет создания нескольких источников дохода.
Простыми словами — это вложение в разные активы, чтобы капитал меньше зависел от поведения отдельной ценной бумаги, ситуации в отдельном секторе экономики и так далее. Основными преимуществами диверсификации можно назвать:
- Распределение операций между различными бизнес-направлениями, в результате чего снижаются риски для одного проекта.
- Использование имеющихся ресурсов и возможностей для повышения эффективности новых бизнес-проектов.
- Повышение конкурентоспособности за счет предложения более широкого спектра продуктов или услуг, за счет чего происходит увеличение капитала.
И все же утверждать о полном отсутствии рисков нельзя, потому как определенные недостатки в диверсификации тем не менее имеются.
В частности, при диверсификации:
- Необходимы затраты на исследования, разработки, маркетинг новых услуг либо продуктов.
- Возникают трудности в управлении и координации различных бизнес-направлений.
- Возможны неудачные проекты, которые могут отрицательно сказаться на общем положении компании.
Диверсификация бизнеса может стать мощным инструментом для роста и стабильности компаний, если подходить к этому с глубоким анализом и расчетом.
Как диверсифицировать бизнес?
Эта работа требует точного планирования и разработки стратегии развития. Конкретные шаги, которые могут привести к успеху дела, следующие:
- Анализ имеющихся ресурсов (технологических, финансовых, человеческих) и возможностей их использования для новых направлений.
- Изучение рынка для понимания потребностей клиентов и конкурентной среды.
- Определение целей и задач диверсификации (рост доходов, снижение рисков, выход на новые рынки или улучшение конкурентоспособности).
- Оценка сильных и слабых сторон компании, а также возможных угроз в новых областях.
Анализ текущей ситуации
Причин, по которым компании принимают решения о диверсификации своего направления бизнеса, много. Сегодня, когда новые технологии, цифровизация, инновации в финансах заставляют перестраивать и менять многие прежние подходы, компании берут курс на диверсификацию. Чтобы принять такое решение, необходим первичный анализ:
- Если расширение бизнеса спланировано в связанных областях (добавление новых продуктов, связанных с основным бизнесом), то это связанная диверсификация.
- Если бизнес планирует свою деятельность в новых отраслях, это несвязанная диверсификация.
Для реальной оценки своих возможностей необходимо разработать финансовый план, который включает затраты и потенциальная прибыль.
Исследование рынка
Целью исследования рынка является получение данных, которые помогут в принятии обоснованных бизнес-решений, для чего:
- Необходима постановка задачи и определение целей проекта.
- Проводится сбор данных из существующих источников типа отчетов, статданных, публикаций, интернет-ресурсов. Для сбора данных используются также опросы, интервью, наблюдения и др.
- Обработка собранных сведений, формулировка выводов и рекомендаций.
Определение целей
Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. Правильно сформулированные цели помогают направить усилия команды на приоритетные направления.
В качестве примера смоделируем ситуацию.
Компания собирается увеличить объем продаж нового продукта ориентировочно на 15% по сравнению с прошлым отчетным периодом времени (месяц, квартал). Для этого ставится цель улучшить качество обслуживания клиентов и путем опросов достичь уровня удовлетворенности 80–90 %.
Повышение качества обслуживания позволяет удерживать клиентов, а для этого необходимо внедрить новую систему управления взаимоотношений с клиентами — CRM. По ходу процесса устанавливаются промежуточные сроки и конечные, к примеру, квартал, полугодие.
Анализ конкурентов
Чтобы разрабатывать эффективные стратегии, улучшать свои продукты и услуги и занимать выгодные позиции на рынке, важно систематически изучать конкурентов, то есть тех, кто предлагает аналогичные продукты и услуги. Для сбора данных используются соцсети, отчеты, веб-сайты, прямые наблюдения (приобретение продукта у конкурента), общение с их клиентами, поставщиками, сотрудниками.
В дальнейшем вся информация обобщается и проводится сравнительный анализ:
- В чем конкуренты превосходят других, что делает их успешными.
- Недостатки и проблемы, с которыми они сталкиваются.
- Потенциальные области для их роста и развития.
Все накопленные данные дадут возможность создать конкурентоспособный продукт по качеству, по цене, по рекламному продвижению, в том числе и в сфере обслуживания.
Выбор подходящих направлений
Стратегии диверсификации могут иметь разное направление:
- Горизонтальная диверсификация — проходит по связанному с основным направлением бизнеса. К примеру, производитель смартфонов начинает производить планшеты.
- Вертикальная диверсификация — распределяется на смежные этапы производства. Например, производитель одежды открывает собственную розничную сеть.
- Концентрическая диверсификация — подразумевает вход на новые рынки с новыми продуктами, используя существующие компетенции и технологии. В частности, IT-компания начинает предлагать образовательные курсы по программированию.
- Конгломератная диверсификация — предполагает вход на совершенно новые рынки и отрасли. Пример, компания, занимающаяся строительством, начинает производить бытовую технику.
Разработка плана действий
На основе полученных данных и поставленных целей готовится план, который включает:
- Бизнес-модель для выбранного нового направления или направлений.
- Финансовый план, включающий прогноз доходов и расходов, инвестиции и источники средств.
- Маркетинговую стратегию по продвижению новых продуктов или услуг.
- Операционный план, предполагающий действия, необходимые для запуска и поддержки новых направлений.
Тестирование и корректировка
Это критически важные этапы в обеспечении успеха новых направлений и минимизации рисков. Для этого необходимы:
- Пилотные проекты для тестирования новых продуктов или услуг на ограниченных рынках, выбор целевых групп, которые будут участвовать в этих проектах, и установка конкретных сроков для каждого пилотного проекта.
- Методика тестирования по ключевым показателям эффективности (KPI) и оценки успеха новых направлений.
- Сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и метриками, включая финансовые показатели (доходы, затраты, прибыль), отзывы от клиентов и работников, принимающих участие в пилотном проекте.
Во время следующего этапа, корректировки, осуществляется:
- Анализ неудач, во время которого определяются причины неудач или проблем, возникших в процессе тестирования.
- Выявляются узкие места в операционных процессах, маркетинговых стратегиях или продуктовых предложениях.
- Разрабатываются необходимые решения:
- разработка плана корректирующих действий для устранения выявленных проблем;
- оптимизация операционных процессов для повышения эффективности и снижения затрат;
- коррекция маркетинговых стратегий, на основе полученных данных и обратной связи.
Далее проводится вторичное тестирование с учетом внесенных корректировок. Его результаты сравнивают с предыдущими, чтобы оценить улучшения.
Масштабирование также необходимо начинать поэтапно, увеличивая объемы и расширяя географию.
Постоянный мониторинг позволит отслеживать успех новых направлений бизнеса и адаптацию стратегии к изменяющимся условиям.
Крайне важно продолжать поиск новых возможностей для улучшения текущих направлений и внедрение инновационных подходов и технологии для поддержания конкурентоспособности.
Примеры успешной диверсификации
Примеры успешной диверсификации бизнеса показывают, как компании могут эффективно расширять свои операции и достигать значительного роста. Вот несколько таких примеров:
Amazon — компания начиналась как онлайн-магазин книг. В результате диверсификации Amazon расширился до электронной коммерции и теперь предлагает широкий ассортимент товаров, включая электронику, одежду, продукты питания и многое другое. Компания также создала Amazon Web Services (AWS), лидирующего поставщика облачных услуг, и вошла в индустрию развлечений с помощью Amazon Prime Video и Amazon Studios.
Apple — стартовала с производства персональных компьютеров. В результате диверсификации Apple успешно расширилась в производство мобильных устройств с выпуском iPod, iPhone и iPad. Компания также запустила онлайн-магазин iTunes, сервисы Apple Music и Apple TV+. За последние годы Apple активно развивает свои направления в области носимой электроники (Apple Watch) и услуг (Apple Pay).
Google — на старте была сосредоточена на поисковой системе. Со временем корпорация вышла за рамки поисковых технологий, запустив рекламные сервисы (Google Ads), операционную систему Android, облачные услуги (Google Cloud), платформу для видеоконтента (YouTube) и умные устройства (Google Home). В рамках Alphabet Inc. компания инвестирует в такие области, как автономные автомобили (Waymo) и биотехнологии (Verily).
Samsung — начинал как экспортер продуктов. После диверсификации Samsung стал конгломератом, работающим в различных отраслях, включая электронику (смартфоны, телевизоры, бытовая техника), строительство, судостроение, страхование. Компания успешно конкурирует на мировых рынках благодаря своей диверсифицированной структуре.
Microsoft — разрабатывал программное обеспечение (Windows, Office). Далее Microsoft расширился в области игровых консолей (Xbox), облачных услуг (Microsoft Azure), аппаратного обеспечения (Surface), поисковых систем (Bing) и профессиональных социальных сетей (приобретение LinkedIn).
Tesla — производитель электромобилей, который со временем занялся выпуском солнечных панелей и систем хранения энергии (Tesla Energy), разработкой автономного вождения и транспортных решений (Tesla Semi, Cybertruck). Компания также инвестирует в инфраструктуру зарядных станций (Supercharger).
Диверсификация бизнеса в 2024 году может включать несколько ключевых аспектов, учитывая текущие тенденции и вызовы на рынке. Несколько стратегий, которые могут быть актуальными:
- Расширение или улучшение интернет-магазина для увеличения онлайн-продаж.
- Переход к цифровым платформам для предоставления услуг, таких как образование, консалтинг или здравоохранение.
- Расширение с выходом на международные рынки через экспорт или установление партнерств с зарубежными компаниями.
- Внедрение решений на основе искусственного интеллекта для автоматизации бизнес-процессов и улучшения качества принятия решений.
Фото на обложке: Olivier Le Moal /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 Как вести балансовый отчет компании И как правильно читать баланс 30 августа 16:27
- 2 ФАС признала ненадлежащей рекламу дебетовых карт «Альфа-банка» 30 августа 14:27
- 3 10 основных ошибок при ведении бизнеса: от запуска до масштабирования Рассказывает Кирилл Попов, CEO и основатель GenGo 23 августа 13:27
- 4 Как фотографировать товары для интернет-магазина одежды Даже при минимальном бюджете 22 августа 19:16