Бизнес за границей
«Защищаться от подделок бессмысленно. Мы выбрали развитие и рост».
Как робо-конструктор для детей привлек инвесторов и пользователей Kickstarter
10 декабря 2019
10 декабря 2019
Проект Robo Wunderkind базируется в Вене и был основан шесть лет назад тремя выходцами из СНГ. Компания продает по всему миру роботы-конструкторы и за 2018 год сделала выручку в 600 тысяч евро.
Кофаундеры Юрий Левин и Анна Яроцкая рассказали, как был придуман продукт, почему его сложно копировать, чем стартапам помогает Kickstarter, а также про увеличение продаж на Amazon и привлечение инвестиций.
Кофаундеры Юрий Левин и Анна Яроцкая рассказали, как был придуман продукт, почему его сложно копировать, чем стартапам помогает Kickstarter, а также про увеличение продаж на Amazon и привлечение инвестиций.
Robo Wunderkind в цифрах
2013 год
Дата основания проекта
15
Число сотрудников
600 тысяч евро
Выручка за 2018 год
149; 179; 249 евро
Цена наборов
Robo Wunderkind: модульные блоки; пример робота; фото для конференции International Baccalaureate в Вене
Из текста вы узнаете:
— с чего началась история проекта
— как стартап может использовать Kickstarter для продвижения
— советы от героев по привлечению инвестиций
— что придумывает проект для привлечения покупателей
— с чего началась история проекта
— как стартап может использовать Kickstarter для продвижения
— советы от героев по привлечению инвестиций
— что придумывает проект для привлечения покупателей
Анна Яроцкая
Кофаундер
Юрий Левин
Кофаундер
«Многим кажется, что программировать сложно. Мы решаем этот вопрос»
Юрий: Мне 26 лет. Я родился в России, но вырос в Казахстане. В 19 лет переехал в Вену, поступив на факультет архитектуры Венского технического университета. В Robo Wunderkind я уже 4,5 года занимаюсь всем, что связано с дизайном и развитием продукта.
Анна: Я выросла в Украине и получила первое образование там. Затем приехала по обмену в Австрию, училась тут, работала пять лет в консалтинге и инвест-менеджменте. Потом получила магистра в Лондонской школе экономики.
А на конференции для стартапов в Вене уже познакомилась с Юрием и Рустемом (Рустем Акишбеков – сейчас партнер Arkley VC. В 2018 году ушел из проекта, оставив за собой долю в нем. – Прим.). Вместе мы и придумали проект.
Анна: Я выросла в Украине и получила первое образование там. Затем приехала по обмену в Австрию, училась тут, работала пять лет в консалтинге и инвест-менеджменте. Потом получила магистра в Лондонской школе экономики.
А на конференции для стартапов в Вене уже познакомилась с Юрием и Рустемом (Рустем Акишбеков – сейчас партнер Arkley VC. В 2018 году ушел из проекта, оставив за собой долю в нем. – Прим.). Вместе мы и придумали проект.
Robo Wunderkind
Это конструктор, из модулей которого с помощью приложения можно создать и запрограммировать робота. У роботов могут быть камеры, лазерные указки, сенсоры температуры, LED-дисплей. Конструктор предназначен для детей от 5 лет.
Это конструктор, из модулей которого с помощью приложения можно создать и запрограммировать робота. У роботов могут быть камеры, лазерные указки, сенсоры температуры, LED-дисплей. Конструктор предназначен для детей от 5 лет.
Юрий: Есть мнение, что робототехника, микросхемы, программирование – это круто, но сложно. А мы решили сделать так, чтобы программирование и робототехника были просты, как Lego. Цель нашего проекта – помочь каждому построить что-то свое.
Анна: Меня вдохновила возможность приобщить детей к миру технологий, помочь им получить новые навыки и стать креативными с помощью технологий. Как человек с бизнес-образованием я сделала анализ рынка. В результате пришла к выводу, что тренд обучения программированию есть уже в школьном возрасте, при этом существующие продукты, например, Lego Mindstorms, не подходят для детей младше 11-12 лет. Мы решили создать продукт для детей от 5 лет, так как в этом возрасте формируются интересы и установки ребенка. Мы называем этот возраст «window of opportunity», когда очень легко приобщить ребенка к чему-то новому.
Анна: Меня вдохновила возможность приобщить детей к миру технологий, помочь им получить новые навыки и стать креативными с помощью технологий. Как человек с бизнес-образованием я сделала анализ рынка. В результате пришла к выводу, что тренд обучения программированию есть уже в школьном возрасте, при этом существующие продукты, например, Lego Mindstorms, не подходят для детей младше 11-12 лет. Мы решили создать продукт для детей от 5 лет, так как в этом возрасте формируются интересы и установки ребенка. Мы называем этот возраст «window of opportunity», когда очень легко приобщить ребенка к чему-то новому.

Анна и Юрий
«Инвестиции на старте – 10 тысяч долларов»
Читайте по теме: «Как я потерял все и построил бизнес заново»
– Какими были ваши первые шаги?
Юрий: Мы начинали с простого комплекта Arduino. У нас была идея, а в Казахстане проходил конкурс «Построй свой бизнес». Решили на него податься, хотя продукта по факту не было. Сняли видео и выиграли $10 тысяч. Это были деньги на старт. В самом начале нас было трое (Юрий, Анна и Рустем. – Прим.): мы начали работать над первыми прототипами, делать тесты с пользователями.
Анна: Но для разработки программируемого робота нам надо было понять, как все устроено. Через два месяца после конкурса в Казахстане мы начали подаваться в разные акселераторы, чтобы прокачать продукт и идею. Нас взяли в китайский акселератор HAX, который считается одним из лучших в области hardware. Мы пришли туда с целью сделать из идеи hardware-продукт. Было много вопросов: как производить, где. Четыре месяца мы провели в Шэньчжэне. На тот момент у нас уже был первый прототип, но мы его потом еще много раз переделывали: пробовали разные варианты дизайна.
Юрий: Мы начинали с простого комплекта Arduino. У нас была идея, а в Казахстане проходил конкурс «Построй свой бизнес». Решили на него податься, хотя продукта по факту не было. Сняли видео и выиграли $10 тысяч. Это были деньги на старт. В самом начале нас было трое (Юрий, Анна и Рустем. – Прим.): мы начали работать над первыми прототипами, делать тесты с пользователями.
Анна: Но для разработки программируемого робота нам надо было понять, как все устроено. Через два месяца после конкурса в Казахстане мы начали подаваться в разные акселераторы, чтобы прокачать продукт и идею. Нас взяли в китайский акселератор HAX, который считается одним из лучших в области hardware. Мы пришли туда с целью сделать из идеи hardware-продукт. Было много вопросов: как производить, где. Четыре месяца мы провели в Шэньчжэне. На тот момент у нас уже был первый прототип, но мы его потом еще много раз переделывали: пробовали разные варианты дизайна.
Акселератор помог понять, на что обращать внимание в разработке продукта, как искать и узнавать своих юзеров, как выбрать фабрику для производства в Китае и строить с ней отношения.
Мы остановились на производстве в Китае, так как там хорошая инфраструктура. 90% поставщиков находятся в пределах одной провинции: встречу с ними можно организовать за несколько часов. Еще китайские фабрики быстро развиваются. Когда мы начинали работать с одним из наших поставщиков, машины на линии обслуживали работники. Через год это уже были robotic arms. И эта фабрика не пионер, просто это нормальное развитие для Китая.
После окончания HAX стали набирать людей в команду. Быстро поняли, что команда должна быть международной, так как это поможет развивать продукт глобально. Первые два инженера были из Канады, третий – из Италии. Мы пользовались и продолжаем пользоваться платформой AngelList. На ней есть кандидаты, которым интересны именно стартапы. И многие открыты к переезду в другую страну.
После окончания HAX стали набирать людей в команду. Быстро поняли, что команда должна быть международной, так как это поможет развивать продукт глобально. Первые два инженера были из Канады, третий – из Италии. Мы пользовались и продолжаем пользоваться платформой AngelList. На ней есть кандидаты, которым интересны именно стартапы. И многие открыты к переезду в другую страну.
Про факапы и доработку продукта
– В вашей команде есть сотрудники из восьми разных стран. Что это дает?
Анна: У нас три офиса: главный – в Вене, еще есть в Чикаго и в Шэньчжэне. В штате 15 человек: это инженеры, маркетинг, те, кто работает с дистрибьюторами. В команду хорошо вписываются люди с международным опытом – у них разные подходы к решению проблем, и это очень помогает.
– Сколько времени прошло от идеи до готового продукта?
Анна: Три года. Было несколько фаз развития проекта: акселератор, набор команды, кампания на Kickstarter, запуск производства, поиск инвесторов. Пока мы продолжаем стабильно работать с партнерами. Запускаем сейчас новое поколение продукта на Kickstarter.
Юрий: У нас несколько раз менялась концепция – переделывали продукт. Было много факапов с технической стороны, когда мы думали, что уже ничего не получится. Например, была ситуация, когда не работали коннекторы. Мы тестировали дизайн, и когда вышли коннекторы, поняли, что кубики разваливаются. Пришлось переделывать все. Из-за того, что продукт сложный, потратили много времени: от момента участия в акселераторе до шиппинга первой партии прошло три года.
Мы около года прорабатывали только разные варианты дизайна, тестировали, собирали фидбэк. Потом работали над электроникой, производством пресс-форм. Изготовление пресс-форм – трудоемкий процесс, потому что внесение любого изменения занимает три недели, и только потом пресс-форму можно протестировать.
В первой версии мы ориентировались на дизайн. В начале этот процесс вызвал много проблем: мы отливали сперва пластиковый «скелет», потом на него добавляли силиконовую часть. Никак не могли отладить машину, которая отливала силикон – он был не того цвета, появлялись пузыри. Решили отказаться от этого и переделали весь пластик. Сборка стала занимать меньше времени. Сейчас оптимизируем дизайн.
Анна: У нас три офиса: главный – в Вене, еще есть в Чикаго и в Шэньчжэне. В штате 15 человек: это инженеры, маркетинг, те, кто работает с дистрибьюторами. В команду хорошо вписываются люди с международным опытом – у них разные подходы к решению проблем, и это очень помогает.
– Сколько времени прошло от идеи до готового продукта?
Анна: Три года. Было несколько фаз развития проекта: акселератор, набор команды, кампания на Kickstarter, запуск производства, поиск инвесторов. Пока мы продолжаем стабильно работать с партнерами. Запускаем сейчас новое поколение продукта на Kickstarter.
Юрий: У нас несколько раз менялась концепция – переделывали продукт. Было много факапов с технической стороны, когда мы думали, что уже ничего не получится. Например, была ситуация, когда не работали коннекторы. Мы тестировали дизайн, и когда вышли коннекторы, поняли, что кубики разваливаются. Пришлось переделывать все. Из-за того, что продукт сложный, потратили много времени: от момента участия в акселераторе до шиппинга первой партии прошло три года.
Мы около года прорабатывали только разные варианты дизайна, тестировали, собирали фидбэк. Потом работали над электроникой, производством пресс-форм. Изготовление пресс-форм – трудоемкий процесс, потому что внесение любого изменения занимает три недели, и только потом пресс-форму можно протестировать.
В первой версии мы ориентировались на дизайн. В начале этот процесс вызвал много проблем: мы отливали сперва пластиковый «скелет», потом на него добавляли силиконовую часть. Никак не могли отладить машину, которая отливала силикон – он был не того цвета, появлялись пузыри. Решили отказаться от этого и переделали весь пластик. Сборка стала занимать меньше времени. Сейчас оптимизируем дизайн.
То, что мы запускаем сейчас – третья версия продукта. Первая версия была дорогой, мы поменяли внутри все электронику и компоненты. А сейчас обновляем пластик, дизайн и упрощаем процесс производства.
– Расскажите человеку, который видел конструктор только на картинке – как он работает?
Юрий: Конструктор состоит из кубиков, которые полностью совместимы с Lego. Вы можете соединять блоки и запрограммировать их через приложение, а также подключить все к интернету. Например, можно сделать так, чтобы как только кто-то заходит в комнату, начинала играть музыка.
Сейчас у нас есть два приложения: Robo Live и Robo Code. Приложения, как и блоки, следуют цветовой логике, где синий – это моторы, красный – сенсоры, желтый – свет и дисплей, оранжевый – звуки. Robo Live ориентировано на детей помладше и представляет собой remote control, или джойстик, с помощью которого можно управлять роботом. Robo Code – приложение, где ребенок может запрограммировать робота, используя различные команды и условия, а потом сохранить проект и вернуться к нему.
– Расскажите человеку, который видел конструктор только на картинке – как он работает?
Юрий: Конструктор состоит из кубиков, которые полностью совместимы с Lego. Вы можете соединять блоки и запрограммировать их через приложение, а также подключить все к интернету. Например, можно сделать так, чтобы как только кто-то заходит в комнату, начинала играть музыка.
Сейчас у нас есть два приложения: Robo Live и Robo Code. Приложения, как и блоки, следуют цветовой логике, где синий – это моторы, красный – сенсоры, желтый – свет и дисплей, оранжевый – звуки. Robo Live ориентировано на детей помладше и представляет собой remote control, или джойстик, с помощью которого можно управлять роботом. Robo Code – приложение, где ребенок может запрограммировать робота, используя различные команды и условия, а потом сохранить проект и вернуться к нему.

Констурктор Robo Wunderkind
Чем хорош Kickstarter для стартапа
– Что дает вам как стартапу Kickstarter?
Юрий: С одной стороны, для нас это реалити-чек для проверки того, что мы сделали: мы смотрим, как реагируют люди. Во время первой кампании у нас были клиенты из 60 стран – это вау. Мало что даст такой охват. Если бы мы анонсировали продукт на сайте или Facebook, никто бы не заметил. С другой, не у всех стартапов есть возможность презентоваться или пропитчиться на большой площадке. Kickstarter дает возможность заявить о себе молодым проектам. (В 2015 году в рамках первой кампании проект собрал $246 тысяч вместо объявленных $70 тысяч. Тогда конструктор заказали 1100 человек. – Прим.)
Юрий: С одной стороны, для нас это реалити-чек для проверки того, что мы сделали: мы смотрим, как реагируют люди. Во время первой кампании у нас были клиенты из 60 стран – это вау. Мало что даст такой охват. Если бы мы анонсировали продукт на сайте или Facebook, никто бы не заметил. С другой, не у всех стартапов есть возможность презентоваться или пропитчиться на большой площадке. Kickstarter дает возможность заявить о себе молодым проектам. (В 2015 году в рамках первой кампании проект собрал $246 тысяч вместо объявленных $70 тысяч. Тогда конструктор заказали 1100 человек. – Прим.)
Как привлечь инвестиции
– На разных стадиях проекта вы привлекли более $2 млн. Расскажите, как так получилось. Как привлекали инвесторов, как презентовались им?
Анна: Конечно, отказы были, это часть процесса, и это нормально. Сперва ты общаешься с большим количеством инвесторов, мы были в контакте с минимум тремя сотнями, потом более детальное общение, повторные звонки и встречи – примерно с сорока инвесторами. На протяжении трех лет в нас вложились 10 инвесторов. Редко кто готов предложить финансирование сразу после первой презентации.
Анна: Конечно, отказы были, это часть процесса, и это нормально. Сперва ты общаешься с большим количеством инвесторов, мы были в контакте с минимум тремя сотнями, потом более детальное общение, повторные звонки и встречи – примерно с сорока инвесторами. На протяжении трех лет в нас вложились 10 инвесторов. Редко кто готов предложить финансирование сразу после первой презентации.
Инвестору интересно наблюдать за проектом, смотреть, как он растет, какие результаты достигаются, какую ценность проект приносит в мир.
Главное – показывать рост, тогда откроются новые возможности.
Финансирование к нам пришло от микса из венчурных фондов, бизнес-ангелов и family office. В Европе вообще очень много так называемых family office. И часто у них больше денег, чем у венчурных фондов, и они более гибкие в плане принятия решений.
Финансирование к нам пришло от микса из венчурных фондов, бизнес-ангелов и family office. В Европе вообще очень много так называемых family office. И часто у них больше денег, чем у венчурных фондов, и они более гибкие в плане принятия решений.
«Рынок робототехники продолжает расти»
– На какие рынки продаж вы ориентируетесь?
Анна: Немецкоговорящая Европа – 30%, США – 30%. У нас есть партнеры в России – 10% и Китае – 20%, которые продвигают нас в образовательных учреждениях. Плюс недавно присоединилась Скандинавия – 10% от всех продаж.
Рынок робототехники продолжает расти. Больше всего конкурентов приходит из Азии. Они быстро делают hardware-продукты. Но наш продукт – часть образовательного концепта. Поэтому мы конкурируем и отличаемся комплексным подходом: у нас не только робот. Мы еще думаем о том, как этот продукт может нести дополнительную ценность в школах или домах. Мы заметили, что самые свежие и классные идеи приходят от юзеров: чтобы они могли делиться и вдохновлять друг друга своими проектами, мы создаем комьюнити вокруг бренда.
Анна: Немецкоговорящая Европа – 30%, США – 30%. У нас есть партнеры в России – 10% и Китае – 20%, которые продвигают нас в образовательных учреждениях. Плюс недавно присоединилась Скандинавия – 10% от всех продаж.
Рынок робототехники продолжает расти. Больше всего конкурентов приходит из Азии. Они быстро делают hardware-продукты. Но наш продукт – часть образовательного концепта. Поэтому мы конкурируем и отличаемся комплексным подходом: у нас не только робот. Мы еще думаем о том, как этот продукт может нести дополнительную ценность в школах или домах. Мы заметили, что самые свежие и классные идеи приходят от юзеров: чтобы они могли делиться и вдохновлять друг друга своими проектами, мы создаем комьюнити вокруг бренда.

Наш опыт работы помогает хорошо понять учителей в Европе и США, Германии, Австрии. Стараемся вникнуть в то, как мыслят преподаватели и родители. Так как мы находимся в Европе, мы понимаем менталитет потребителей, и это тоже помогает обгонять конкурентов.
Наши ближайшие конкуренты – Wonder Workshop и Sphero, однако оба продукта не модульные. То есть это уже целые роботы, дети не могут их собирать. А нам модульность позволяет выигрышно смотреться перед образовательными учреждениями, требования которых к таким продуктам, как наш, возрастают. Sphero (стоимость роботов на официальном сайте продукта – от $39 до $599. Шесть разных вариаций) немного дешевле, чем Robo Wunderkind, и является сильным конкурентом. Также есть LittleBits (стоимость продукта на официальном сайте – от $149 до $4999), но их продукт более сложный и предназначен для детей постарше.
– Вы как-то защищаете себя от копирования?
Анна: Мы продумываем работу с партнерами. При этом защита от подделки – продолжение развития.
Юрий: Защищаться от подделок бессмысленно. Но мы можем развиваться и расти. У нас есть алгоритм проверки оригинальности кубиков. Даже если сделать такой же продукт, он будет несовместим с нашими кубиками.
Анна: Можно потратить больше усилий на защиту от плагиата, чем на развитие. Мы предпочитаем развиваться.
Наши ближайшие конкуренты – Wonder Workshop и Sphero, однако оба продукта не модульные. То есть это уже целые роботы, дети не могут их собирать. А нам модульность позволяет выигрышно смотреться перед образовательными учреждениями, требования которых к таким продуктам, как наш, возрастают. Sphero (стоимость роботов на официальном сайте продукта – от $39 до $599. Шесть разных вариаций) немного дешевле, чем Robo Wunderkind, и является сильным конкурентом. Также есть LittleBits (стоимость продукта на официальном сайте – от $149 до $4999), но их продукт более сложный и предназначен для детей постарше.
– Вы как-то защищаете себя от копирования?
Анна: Мы продумываем работу с партнерами. При этом защита от подделки – продолжение развития.
Юрий: Защищаться от подделок бессмысленно. Но мы можем развиваться и расти. У нас есть алгоритм проверки оригинальности кубиков. Даже если сделать такой же продукт, он будет несовместим с нашими кубиками.
Анна: Можно потратить больше усилий на защиту от плагиата, чем на развитие. Мы предпочитаем развиваться.
Почему мы отказались от конструктора за $699 (Нажмите, чтобы развернуть)
Раньше наш самый дорогой конструктор стоил $699, но мы поняли, что пользователи хотят сами выбирать, какой именно набор функций им интересен. В 2020 мы запустим продажу отдельных кубиков, которые можно будет купить на такую же или даже большую сумму.

«Российская продукция может быть и лучше, и хуже иностранной»
– А как мыслят учителя?
Анна: В Америке они стараются быть лучшими и быть в тренде. Наш продукт помогает учителям формировать готовые уроки или находить идеи. В Европе другая система – образование там бесплатное, поэтому инициатива идет не от учителей, а от правительства. В Германии, например, запустили дополнительное финансирование цифровизации школ, на которое в год будет тратиться миллиард евро.
В Европе много организаций, которые помогают использовать диджитал-инструменты. В начальных школах Германии и Австрии один педагог преподает все предметы. Для них мы делаем учебные планы и уроки, которые, например, помогают совместить программирование и изучение новых слов. Еще у нас есть проект изучения правил дорожного движения вместе с Robo Wunderkind. Например, дети строят и программируют светофор, а потом разыгрывают сценки на тему дорожного движения.
Юрий: Нам помогает простота. Некоторые учителя сами только начинают изучать программирование. Наш продукт прост в обращении, и его легко внедрить в обучение.
Анна: Поэтому на всех рынках мы работаем с партнерами – дистрибьюторами или реселлерами, которые продают школам программы по запросу. У таких проектов есть уже готовые каталоги. Это работает лучше, потому что предложение более кастомизировано. Такое партнерство помогает продаваться, продвигать наш продукт на рынке. Они знают, как все устроено.
Анна: В Америке они стараются быть лучшими и быть в тренде. Наш продукт помогает учителям формировать готовые уроки или находить идеи. В Европе другая система – образование там бесплатное, поэтому инициатива идет не от учителей, а от правительства. В Германии, например, запустили дополнительное финансирование цифровизации школ, на которое в год будет тратиться миллиард евро.
В Европе много организаций, которые помогают использовать диджитал-инструменты. В начальных школах Германии и Австрии один педагог преподает все предметы. Для них мы делаем учебные планы и уроки, которые, например, помогают совместить программирование и изучение новых слов. Еще у нас есть проект изучения правил дорожного движения вместе с Robo Wunderkind. Например, дети строят и программируют светофор, а потом разыгрывают сценки на тему дорожного движения.
Юрий: Нам помогает простота. Некоторые учителя сами только начинают изучать программирование. Наш продукт прост в обращении, и его легко внедрить в обучение.
Анна: Поэтому на всех рынках мы работаем с партнерами – дистрибьюторами или реселлерами, которые продают школам программы по запросу. У таких проектов есть уже готовые каталоги. Это работает лучше, потому что предложение более кастомизировано. Такое партнерство помогает продаваться, продвигать наш продукт на рынке. Они знают, как все устроено.
Читайте по теме: Как я бросил школу и стал делать маски в Instagram
Иногда в рамках партнерств мы понимаем, что из-за специфики конкретного рынка требуется дополнение плана уроков, и мы это делаем – в команде Robo Wunderkind есть профессиональные педагоги.
Партнеры часто ближе к клиентам, чем мы, могут приехать и сразу все показать. При этом партнеры берут от 15 до 40% комиссии. Условно, если рекомендуемая производителем цена для потребителя составляет 100 рублей, то партнеры покупают у нас за 60–85 рублей: со скидкой от 15 до 40% в зависимости от объемов.
А родители покупают продукт через Kickstarter, Amazon и напрямую через наш сайт. У нас сезонные продажи: b2с покупают больше всего под Новый год и Рождество.
Партнеры часто ближе к клиентам, чем мы, могут приехать и сразу все показать. При этом партнеры берут от 15 до 40% комиссии. Условно, если рекомендуемая производителем цена для потребителя составляет 100 рублей, то партнеры покупают у нас за 60–85 рублей: со скидкой от 15 до 40% в зависимости от объемов.
А родители покупают продукт через Kickstarter, Amazon и напрямую через наш сайт. У нас сезонные продажи: b2с покупают больше всего под Новый год и Рождество.
40–50% всех продаж – b2c, через Amazon и сайт, 50–60% – b2b, через партнеров.
В России у нас примерно 10% от всех продаж. Мы сотрудничаем с образовательными учреждениями и планируем развивать и масштабировать продажи.
Приятно, что в России ценится математика и другие точные науки, есть интерес к программированию – даже сильнее, чем в Европе. Дети в России меньше боятся и проявляют креативность, которая удивляет даже нас самих. У нас был случай, когда мальчик 8 лет построил роботизированную станцию для кормления кошки. Или маленький кухонный комбайн. Чтобы ребенок в 8 лет задумался о таком – это же здорово! Для нас это будущее, которое хочется поддерживать и развивать.
Приятно, что в России ценится математика и другие точные науки, есть интерес к программированию – даже сильнее, чем в Европе. Дети в России меньше боятся и проявляют креативность, которая удивляет даже нас самих. У нас был случай, когда мальчик 8 лет построил роботизированную станцию для кормления кошки. Или маленький кухонный комбайн. Чтобы ребенок в 8 лет задумался о таком – это же здорово! Для нас это будущее, которое хочется поддерживать и развивать.
Как привлекать юзеров и прессу

– Как вы продвигаете себя?
Анна: Мы участвуем в разных мероприятиях и активно работаем с прессой. Многие приходят к нам сами, в основном с мероприятий – международных EduTech-выставок, воркшопов для детей и учителей, семейных ивентов вроде Maker Faire и так далее.
Мы тоже генерируем новости. Они должны быть постоянно. Не стоит их высасывать из пальца, но постоянно напоминать о себе нужно. Мы стараемся продвигать меня как female founder, так как в Европе и США это очень востребованная тема и об этом часто пишут. За нашим продуктом стоит серьезная работа педагогов, поэтому мы стараемся предоставлять статьи и комментарии для профильных журналов. Еще стремимся попадать в как можно большее количество праздничных календарей и обзоров.
Юрий: Для наших юзеров мы стали устраивать челленджи. Ежемесячно проводим конкурс на лучший проект по заданной теме. Пользователи публикуют свои проекты в Instagram с хэштегом. По итогам месяца мы выбираем победителя, который получает приз. Сейчас все проекты собраны в Instagram и YouTube. Но мы поняли, как важно для наших пользователей иметь единую платформу, где они будут, с одной стороны, черпать вдохновение и находить идеи проектов, а с другой – делиться своими проектами. Эта идея будет реализована в будущем поколении продукта – в приложении.
Анна: Мы участвуем в разных мероприятиях и активно работаем с прессой. Многие приходят к нам сами, в основном с мероприятий – международных EduTech-выставок, воркшопов для детей и учителей, семейных ивентов вроде Maker Faire и так далее.
Мы тоже генерируем новости. Они должны быть постоянно. Не стоит их высасывать из пальца, но постоянно напоминать о себе нужно. Мы стараемся продвигать меня как female founder, так как в Европе и США это очень востребованная тема и об этом часто пишут. За нашим продуктом стоит серьезная работа педагогов, поэтому мы стараемся предоставлять статьи и комментарии для профильных журналов. Еще стремимся попадать в как можно большее количество праздничных календарей и обзоров.
Юрий: Для наших юзеров мы стали устраивать челленджи. Ежемесячно проводим конкурс на лучший проект по заданной теме. Пользователи публикуют свои проекты в Instagram с хэштегом. По итогам месяца мы выбираем победителя, который получает приз. Сейчас все проекты собраны в Instagram и YouTube. Но мы поняли, как важно для наших пользователей иметь единую платформу, где они будут, с одной стороны, черпать вдохновение и находить идеи проектов, а с другой – делиться своими проектами. Эта идея будет реализована в будущем поколении продукта – в приложении.
– Расскажите про продажи через Amazon.
Анна: Это главная площадка для всех, кто продает товары по всему миру. Он очень популярен в США и Европе. У нас фокус на продажах через Amazon и свой сайт.
Amazon – это долгий путь. Бренд там нужно постоянно продвигать, чтобы люди его находили. Наши продажи на Amazon сильно драйвят упоминания в прессе, также мы постоянно оптимизируем страницы товаров, работаем с клиентами, чтобы они были довольны и оставляли отзывы.
Еще работаем с рекламными инструментами на самой площадке, общаемся с командой Amazon, которая поддерживает нас в маркетинговых планах и дает уникальные возможности по продвижению. Например, два месяца назад мы смогли поучаствовать в тренинге по продажам от Amazon, а недавно они отобрали нас в список финалистов Amazon Small Business Awards. Неделю назад мы принимали у себя в офисе их команду: они сняли о нас репортаж, который сами же и продвигают.
Все эти активности бесплатные, но чтобы дойти до признания Amazon, понадобился год активной работы. По сути, на Amazon ты делаешь еще один веб-сайт, который отдельно продвигаешь.
Анна: Это главная площадка для всех, кто продает товары по всему миру. Он очень популярен в США и Европе. У нас фокус на продажах через Amazon и свой сайт.
Amazon – это долгий путь. Бренд там нужно постоянно продвигать, чтобы люди его находили. Наши продажи на Amazon сильно драйвят упоминания в прессе, также мы постоянно оптимизируем страницы товаров, работаем с клиентами, чтобы они были довольны и оставляли отзывы.
Еще работаем с рекламными инструментами на самой площадке, общаемся с командой Amazon, которая поддерживает нас в маркетинговых планах и дает уникальные возможности по продвижению. Например, два месяца назад мы смогли поучаствовать в тренинге по продажам от Amazon, а недавно они отобрали нас в список финалистов Amazon Small Business Awards. Неделю назад мы принимали у себя в офисе их команду: они сняли о нас репортаж, который сами же и продвигают.
Все эти активности бесплатные, но чтобы дойти до признания Amazon, понадобился год активной работы. По сути, на Amazon ты делаешь еще один веб-сайт, который отдельно продвигаешь.

Проект попал в специальный список Amazon. Октябрь, 2019
«Рынок допобразования в технической сфере вырастет в 10 раз
Сегодня школьное образование в сфере программирования и робототехники в России развивается по двум направлениям: в рамках общего образования (государственные и частные школы) и дополнительного образования (кружки и секции).
Что касается школ, то здесь ключевым фактором для развития является нацпроект «Образование». Он предусматривает модернизацию уроков «Технология» в школах. Новую концепцию утвердили в конце 2018 года. Она предполагает введение таких предметов, как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, робототехника и системы автоматического управления, технологии «умного дома», интернета вещей и так далее.
В наиболее продвинутых школах уже есть инженерные классы, где это преподают. Например, наши «РОББО Классы» закупили 130 российских школ. Но в масштабах страны доступность получения образования по инженерным специальностям в школах низкая. Чаще всего этот происходит точечно и отдается «на откуп» директорам школ, которые не всегда готовы к переменам. Менее чем в 5% школ есть соответствующее оборудование, в основном преподавание технологии и информатики идет с использованием устаревших методик.
Если говорить про сферу дополнительного детского образования, то технические кружки, в том числе программирования и робототехники, посещает не более 7% ребят. Но мы видим, что к этому растет интерес. Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет рынок дополнительного образования в технической сфере вырастет в 10 раз, в том числе благодаря государственным инициативам.
Один из факторов бурного роста рынка образовательных проектов в робототехнике – локальный бэби-бум 2008-2016 годов: все больше детей посещают кружки дополнительного образования и раннего развития. Родители хотят быть «хорошими» и стремятся обеспечить ребенку разностороннее развитие.
Растущий рынок дает отличные возможности как для расширения бизнеса, так и для выхода новых EduTech-проектов. С точки зрения идеи и цены Robo Wunderkind вполне конкурентоспособен на российском рынке.
Что касается школ, то здесь ключевым фактором для развития является нацпроект «Образование». Он предусматривает модернизацию уроков «Технология» в школах. Новую концепцию утвердили в конце 2018 года. Она предполагает введение таких предметов, как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, робототехника и системы автоматического управления, технологии «умного дома», интернета вещей и так далее.
В наиболее продвинутых школах уже есть инженерные классы, где это преподают. Например, наши «РОББО Классы» закупили 130 российских школ. Но в масштабах страны доступность получения образования по инженерным специальностям в школах низкая. Чаще всего этот происходит точечно и отдается «на откуп» директорам школ, которые не всегда готовы к переменам. Менее чем в 5% школ есть соответствующее оборудование, в основном преподавание технологии и информатики идет с использованием устаревших методик.
Если говорить про сферу дополнительного детского образования, то технические кружки, в том числе программирования и робототехники, посещает не более 7% ребят. Но мы видим, что к этому растет интерес. Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет рынок дополнительного образования в технической сфере вырастет в 10 раз, в том числе благодаря государственным инициативам.
Один из факторов бурного роста рынка образовательных проектов в робототехнике – локальный бэби-бум 2008-2016 годов: все больше детей посещают кружки дополнительного образования и раннего развития. Родители хотят быть «хорошими» и стремятся обеспечить ребенку разностороннее развитие.
Растущий рынок дает отличные возможности как для расширения бизнеса, так и для выхода новых EduTech-проектов. С точки зрения идеи и цены Robo Wunderkind вполне конкурентоспособен на российском рынке.

Павел Фролов
CEO образовательной робототехники «РОББО»
© Rusbase, 2019
Автор: Екатерина Гаранина
Фотографии: пресс-кит проекта, а также страница проекта в Facebook
Автор: Екатерина Гаранина
Фотографии: пресс-кит проекта, а также страница проекта в Facebook