«В будущем я вижу себя предпринимателем от науки»
Как первокурсник создал бионическую руку-конструктор
21 февраля 2019
21 февраля 2019
Rusbase поговорил с 18-летним Кириллом Лахминовым, который
уже больше трех лет работает над проектами в области бионики. Сейчас первокурсник развивает бионическую руку-конструктор, которую можно использовать в образовательных целях в рамках обучения в школах и технопарках.
Кирилл рассказал нам, как его интерес к трансгуманизму привёл к созданию роборуки, чем ему помогла учёба в «Сириусе» и акселерационный трек «Острова 10-21» и как нетворкинг изменил процессы производства и продажи продукта.
уже больше трех лет работает над проектами в области бионики. Сейчас первокурсник развивает бионическую руку-конструктор, которую можно использовать в образовательных целях в рамках обучения в школах и технопарках.
Кирилл рассказал нам, как его интерес к трансгуманизму привёл к созданию роборуки, чем ему помогла учёба в «Сириусе» и акселерационный трек «Острова 10-21» и как нетворкинг изменил процессы производства и продажи продукта.
Слушать эту статью:
— Расскажи, как ты начал заниматься разработкой бионического протеза?
— Я учился в математической школе 1474. Над проектами работаю уже больше трёх лет.
9-10 классы
— Началось всё в 9 классе, мы тогда разрабатывали бионический протез руки — по-моему, все начинающие инженеры это делают. Я ещё в 7-8 классе дико загорелся идеями трансгуманизма — хотел победить смерть за счёт технологий и избавить человечество от страданий. Когда мне предложили работать над этим проектом, я подумал — почему бы и нет, это как раз соответствует моим целям.
Мы нашли где-то 3D-модель руки, скачали её и напечатали на 3D-принтере в МФТИ (где нам дали всю необходимую электронику). У нас был протез, который считывал напряжение в мышцах. Люди совершают движения пальцами за счёт того, что мозг посылает биоэлектрический импульс в мышцы, и они сокращаются — это можно посчитать и сделать на основе этого систему управления.
В 10 классе у нас в школе начался предмет «проектная деятельность». Я подумал, что можно продолжить работать над рукой. С новой командой мы решили делать с помощью нейроинтерфейса систему, которая считывает мозговую активность. У нас не получилось, но по различного рода выставкам мы с этой рукой поездили.
Мы нашли где-то 3D-модель руки, скачали её и напечатали на 3D-принтере в МФТИ (где нам дали всю необходимую электронику). У нас был протез, который считывал напряжение в мышцах. Люди совершают движения пальцами за счёт того, что мозг посылает биоэлектрический импульс в мышцы, и они сокращаются — это можно посчитать и сделать на основе этого систему управления.
В 10 классе у нас в школе начался предмет «проектная деятельность». Я подумал, что можно продолжить работать над рукой. С новой командой мы решили делать с помощью нейроинтерфейса систему, которая считывает мозговую активность. У нас не получилось, но по различного рода выставкам мы с этой рукой поездили.
«Сириус»
— Так сложилось, что меня пригласили участвовать в программе в центре «Сириус». «Сириус» был достаточно важным этапом в моей жизни. Я учился там на направлении «Нейротехнологии», в рамках которого мы делились на команды. Перед нашей командой поставили задачу — необходимо было за 21 день сделать систему, которая считывает мозговую активность, но не использует очень важный элемент — токопроводящий гель (все современные системы для регистрации ЭЭГ его применяют). Нам помогали кураторы, однако там не было такого, что тебя ведут за руку по всему пути. Кураторы могут немного подсказать и направить, а дальше вы делаете всё сами.
Там я улучшил свои знания в этой области, начал понимать, что к чему, узнал много нового. Нам читали лекции по нашей специальности — про мозг и про то, как он вообще работает. Также были практические занятия — мы ставили опыты.
Мы сделали проект и забрали с собой все наработки по этой тематике. Хотели продолжать работу над ним, но жили в разных городах. В результате в проекте осталось всего два человека, и второй тоже скоро отвалился. Я остался один, но у меня уже были знакомства с моими кураторами из Курчатовского института.
Там я улучшил свои знания в этой области, начал понимать, что к чему, узнал много нового. Нам читали лекции по нашей специальности — про мозг и про то, как он вообще работает. Также были практические занятия — мы ставили опыты.
Мы сделали проект и забрали с собой все наработки по этой тематике. Хотели продолжать работу над ним, но жили в разных городах. В результате в проекте осталось всего два человека, и второй тоже скоро отвалился. Я остался один, но у меня уже были знакомства с моими кураторами из Курчатовского института.

11 класс
— Мне не составило труда восстановить эти контакты и продолжить работу по своему направлению. В течение 11 класса я дорабатывал проект, чтобы выступить с ним на олимпиаде «Шаг в будущее» в Бауманке (призовые места на этой олимпиаде дают поступление в университет). Мы с куратором даже написали научную статью. На самом деле кураторов было уже трое: один — из Курчатовского института, который курировал меня в «Сириусе», другой — из Бауманки, и третий — от кафедры. То есть руководства было больше, чем участников проекта.
В конечном итоге на защите проект очень сильно выстрелил и был одним из лучших по баллам. А вот на практической олимпиаде я набрал слишком мало баллов и в Бауманку не попал. Я не особо отчаивался и сосредоточился на подготовке к ЕГЭ.
В конечном итоге на защите проект очень сильно выстрелил и был одним из лучших по баллам. А вот на практической олимпиаде я набрал слишком мало баллов и в Бауманку не попал. Я не особо отчаивался и сосредоточился на подготовке к ЕГЭ.
«Остров 10-21»
— В конце 11 класса подруга сказала мне, что летом будет проходить «Остров 10-21» (программа по интенсивной подготовке кадров для цифровой экономики и Национальной технологической инициативы. — Прим.). Я решил поучаствовать в отборе. Как выяснилось, это был отбор на взрослый трек (был ещё юношеский) и набирали туда в основном технологических лидеров России.
Потом я узнал про другой отбор на ту же программу — по проектам. Я поучаствовал и во втором. Когда объявили результаты, оказалось, что я прошёл по обоим. Я обрадовался, начал готовиться к поездке и собирать документы. Внезапно мне написали из акселерационного трека «Острова» — проект им очень понравился, они пригласили пройти отбор к ним, чтобы потом обучаться по их собственной программе предпринимательству и представить свой проект инвесторам. Я подумал — почему бы и нет. В итоге прошёл и туда.
Потом я узнал про другой отбор на ту же программу — по проектам. Я поучаствовал и во втором. Когда объявили результаты, оказалось, что я прошёл по обоим. Я обрадовался, начал готовиться к поездке и собирать документы. Внезапно мне написали из акселерационного трека «Острова» — проект им очень понравился, они пригласили пройти отбор к ним, чтобы потом обучаться по их собственной программе предпринимательству и представить свой проект инвесторам. Я подумал — почему бы и нет. В итоге прошёл и туда.
На акселерационном треке было забавно — если не считать меня, самому молодому участнику там было чуть больше 30-ти. А мне было 17. Но никаких проблем это не вызывало, ко мне относились как ко взрослому, что было очень приятно. Я раньше был закостенелым инженером, а там из меня начали делать именно предпринимателя. Это было тяжело как в психологическом плане, так и в физическом. В общем, не самое приятное ощущение, но достаточно полезное.
От нас требовалось сделать проект, на котором можно будет зарабатывать деньги. У меня на тот момент была система, способная считывать активность мозга. Я начал думать, в каких сферах она может пригодиться. Медицина? Сразу возникают нюансы — лицензирование (что очень долго) и большое количество проверок. Никто из инвесторов бы не заинтересовался таким проектом.
Я вспомнил Тимура Бергалиева и его BiTronics Lab и подумал — почему бы не превратить протез, который я делал раньше, в образовательный комплект. Решил сделать продукт, который будет очень просто собрать и который будет объяснять, как всё работает. С его помощью можно было бы обучать людей. На следующий день я представил эту идею, и у меня оформили два предзаказа по предоплате.
В итоге на «Острове» я обучался, продумывал структуру своего продукта, как его можно продвигать. На тот момент мне было достаточно страшно продавать и брать на себя денежные обязательства. Но меня научили очень важному качеству — общаться с людьми, показывать человеку, что ему нужно. Я даже продал немного из своих старых разработок.
На «Острове» я начал задумываться о том, что образовательный комплект — это классно, но мне необходимо как-то подготовить к нему материалы. Выдавать книжку не хотелось хотя бы потому, что я сам не люблю бумажные книги — мне всё в электронном виде подавай.
На одном из мероприятий я вдруг понял, что рядом со мной сидит человек, у которого есть сетевая интерактивная лаборатория с огромным количеством уроков. Я просто повернулся и спросил его: «Александр, не хотите поработать?» Он ответил, что готов. И с тех пор мы начали с ним контактировать. Ещё с несколькими людьми я пытался сотрудничать, но всё осталось на уровне обсуждений. Когда люди по несколько месяцев читают одно описание продукта, это показывает, что реального интереса там нет.
Когда я вернулся в Москву, вспомнил все свои старые наработки и в новом продукте постарался учесть косяки, которые раньше были.
Я вспомнил Тимура Бергалиева и его BiTronics Lab и подумал — почему бы не превратить протез, который я делал раньше, в образовательный комплект. Решил сделать продукт, который будет очень просто собрать и который будет объяснять, как всё работает. С его помощью можно было бы обучать людей. На следующий день я представил эту идею, и у меня оформили два предзаказа по предоплате.
В итоге на «Острове» я обучался, продумывал структуру своего продукта, как его можно продвигать. На тот момент мне было достаточно страшно продавать и брать на себя денежные обязательства. Но меня научили очень важному качеству — общаться с людьми, показывать человеку, что ему нужно. Я даже продал немного из своих старых разработок.
На «Острове» я начал задумываться о том, что образовательный комплект — это классно, но мне необходимо как-то подготовить к нему материалы. Выдавать книжку не хотелось хотя бы потому, что я сам не люблю бумажные книги — мне всё в электронном виде подавай.
На одном из мероприятий я вдруг понял, что рядом со мной сидит человек, у которого есть сетевая интерактивная лаборатория с огромным количеством уроков. Я просто повернулся и спросил его: «Александр, не хотите поработать?» Он ответил, что готов. И с тех пор мы начали с ним контактировать. Ещё с несколькими людьми я пытался сотрудничать, но всё осталось на уровне обсуждений. Когда люди по несколько месяцев читают одно описание продукта, это показывает, что реального интереса там нет.
Когда я вернулся в Москву, вспомнил все свои старые наработки и в новом продукте постарался учесть косяки, которые раньше были.
— Что сейчас представляет из себя продукт?
— При разработке учитывались следующие параметры:
1
Полностью разборная рука
В ней не должно быть тех элементов, которые невозможно разобрать. Поскольку это всё-таки образовательный конструктор, его целевая аудитория — это школы и технопарки. И если на кружке робототехники ученики собрали руку, а потом не могут её разобрать — это никто не купит. Поэтому была поставлена достаточно сложная задача — сделать протез руки, в котором абсолютно нет клея.
2
Простая сборка
Нашу первую модель руки было сложно собрать в одиночку (как минимум — вдвоём). Это можно сделать в школе, но часть аудитории, частных лиц, мы из-за этого теряем. Поэтому конструкция новой руки в этом плане была сильно упрощена.
В комплект входят:
Пластиковые детали
Все пластиковые детали, чтобы собрать каркас руки. Детали печатаются на 3D-принтере из биоразлагаемых материалов (безопасный пластик). Это мои личные 3D-принтеры, на которые я накопил.
Электроника
Электроника, чтобы можно было руку 1) заставить двигаться, 2) подключить к человеку. В первой версии продукта рука могла выполнять только одно действие — сжатие. Был предзаказ именно на такие версии.
Курсы интерактивных уроков
Проходя эти курсы, пользователь изучает историю протезирования в общих чертах, физиологическую сторону вопроса, смотрит, как комплект собрать, запрограммировать и использовать. В уроках по сборке в конце каждого этапа есть задание, в котором человек собирает руку или её часть. Например, клиент проходит интерактивный урок про палец, где объясняется, как всё устроено. Следующий этап — собрать этот палец в цифровом виде. Потом обучение переходит к ладони и так далее, до локтевого сустава.
Ещё не все уроки доделаны в интерактивном виде, но вся информация поставляется в виде электронных методических материалов. То есть для клиента есть всё необходимое.
Ещё не все уроки доделаны в интерактивном виде, но вся информация поставляется в виде электронных методических материалов. То есть для клиента есть всё необходимое.
3D-модели
Если у человека есть 3D-принтер, он может модернизировать конструкцию и сам напечатать детали. Поэтому есть возможность покупки комплекта без пластиковых деталей — только электроника, 3D-модели и цифровые уроки.
Все методички я делал самостоятельно. Электроника не моя, элементы заказывались у разных компаний.

— Где сейчас можно найти все эти уроки?
— Я уже упоминал Александра Меркулова — это директор сетевой интерактивной лаборатории NBICS. С Александром мы начали сотрудничать — я делал материал, NBICS его преобразовывали в интерактивные уроки и размещали у себя на платформе. Им это давало контент, а мне — доступ к материалам в любое время, возможность их использовать для продажи и рекламы.
На форуме «Открытые инновации» в «Сколково» в октябре 2018 мы представляли свои разработки. Там Александр сделал мне предложение — стать директором направления нейротехнологий в NBICS. При этом я делаю то, что хочу, и меня никто не ограничивает, а NBICS помогают мне в работе. Если есть какие-то продажи, то определённый процент уходит в бюджет компании. NBICS тоже занимается распространением продукта.
Сейчас также идет процесс создания отдельной компании в рамках
Ассоциации инновационных предприятий NBICS — NervusTec. У компании будет сетевая платформа с одноименным названием, на которой любой человек сможет пройти обучение нейротехнологиям, заказать образовательный комплект и вступить в сообщество людей, которые интересуются этой тематикой.
Ещё на платформе появятся курсы адаптации для людей, которые по той или иной причине потеряли конечность. В планах — добавить на платформу возможность заказать протез — и есть большая вероятность, что в будущем он будет оснащён телемедициной (то есть протез будет собирать данные о мышечной активности человека и калибровать себя, вызывать скорую и так далее).
На форуме «Открытые инновации» в «Сколково» в октябре 2018 мы представляли свои разработки. Там Александр сделал мне предложение — стать директором направления нейротехнологий в NBICS. При этом я делаю то, что хочу, и меня никто не ограничивает, а NBICS помогают мне в работе. Если есть какие-то продажи, то определённый процент уходит в бюджет компании. NBICS тоже занимается распространением продукта.
Сейчас также идет процесс создания отдельной компании в рамках
Ассоциации инновационных предприятий NBICS — NervusTec. У компании будет сетевая платформа с одноименным названием, на которой любой человек сможет пройти обучение нейротехнологиям, заказать образовательный комплект и вступить в сообщество людей, которые интересуются этой тематикой.
Ещё на платформе появятся курсы адаптации для людей, которые по той или иной причине потеряли конечность. В планах — добавить на платформу возможность заказать протез — и есть большая вероятность, что в будущем он будет оснащён телемедициной (то есть протез будет собирать данные о мышечной активности человека и калибровать себя, вызывать скорую и так далее).
— Как сейчас обстоят дела с продажами?
— Пока было только три сделки по предоставлению всех этих комплектов. Последняя была достаточно важной — меня пригласили в гости из одного технопарка, сказали, что у них небольшой фестиваль, где можно показать свои наработки. Сначала со мной связалась девушка из отдела по связям с общественностью, я ответил, что подумаю. Спустя 10 минут позвонил заместитель генерального директора технопарка и попросил приехать. Я узнал, что они обучают детей, и согласился — подумал, что можно будет предложить им свой продукт.
Мы заключили договор — технопарк может производить руки для обучения детей, а я в обмен могу сделать запрос на печать какого-то числа рук. По сути, я нашёл место для производства продукта в достаточных объемах (номинально они могут производить 20-30 штук в месяц). Это был бартер, выгодный для меня — сейчас производственные мощности находятся в другом месте и мне не нужно особо напрягаться дома.
У нас с NBICS есть планы по массовым продажам рук как в России, так и за рубежом. Мы уже рассылаем коммерческие предложения в технопарки и школы. У нас готовится пиар-кампания, но она завязана на некоторых моментах, которые я не могу разглашать.
Мы заключили договор — технопарк может производить руки для обучения детей, а я в обмен могу сделать запрос на печать какого-то числа рук. По сути, я нашёл место для производства продукта в достаточных объемах (номинально они могут производить 20-30 штук в месяц). Это был бартер, выгодный для меня — сейчас производственные мощности находятся в другом месте и мне не нужно особо напрягаться дома.
У нас с NBICS есть планы по массовым продажам рук как в России, так и за рубежом. Мы уже рассылаем коммерческие предложения в технопарки и школы. У нас готовится пиар-кампания, но она завязана на некоторых моментах, которые я не могу разглашать.
— Расскажи подробнее, кто твой клиент? Для чего твой продукт предназначен?
— Комплект позволяет обучить человека работать с нейротехнологиями. Комплект можно применять как для обучения в области протезирования, так и для многопрофильного обучения, а также для создания других систем, использующих те же принципы, что и набор. К примеру, есть система, где человек двигает руками, к нему подключена пара датчиков, а манипуляторы повторяют его движения. Можно собрать манипулятор, который управляется с ПК, или подсоединить систему ЭМГ-датчиков к другому устройству.
Именно в рамках комплекта идёт обучение протезированию, робототехнике и работе с биоэлектрическими сигналами. Протезирование — это, по сути, комбинация двух других направлений.
Именно в рамках комплекта идёт обучение протезированию, робототехнике и работе с биоэлектрическими сигналами. Протезирование — это, по сути, комбинация двух других направлений.

— Есть ли у тебя конкуренты?
— Похожий комплект, насколько знаю, есть только у одной компании — BiTronics Lab (набор «Юный нейромоделист»), но он у них больше направлен на изучение биоэлектрических сигналов человека. То есть что-то практическое на его базе собрать нельзя — исходя из того, что у них идёт в рамках комплекта. Но он мне очень нравится просто потому, что там есть огромное количество электроники для регистрации биоэлектрической активности.
— Сколько стоит твой комплект?
— Комплект, который включает в себя максимальное количество электроники, стоит 35 тысяч рублей. В него входит набор элементов для сборки протеза руки, электронные компоненты, цифровая модель, курс из пяти интерактивных уроков, а также техническая и информационная поддержка.
Также есть комплекты за 10, 15 и 25 тысяч рублей. В самый дешёвый входят только интерактивные уроки и методические рекомендации, на следующем уровне добавляется цифровая модель, затем — физическая модель (3D-детали).
Также есть комплекты за 10, 15 и 25 тысяч рублей. В самый дешёвый входят только интерактивные уроки и методические рекомендации, на следующем уровне добавляется цифровая модель, затем — физическая модель (3D-детали).
Стоимость комплекта
10 тыс. руб.
Интерактивные уроки
Методические рекомендации
Методические рекомендации
15 тыс. руб.
Интерактивные уроки
Методические рекомендации
Цифровая модель
Методические рекомендации
Цифровая модель
25 тыс. руб.
Интерактивные уроки
Методические рекомендации
Цифровая модель
3D-детали
Методические рекомендации
Цифровая модель
3D-детали
35 тыс. руб.
Интерактивные уроки
Методические рекомендации
Цифровая модель
3D-детали
Набор электронных компонентов
Методические рекомендации
Цифровая модель
3D-детали
Набор электронных компонентов
— Сколько денег ты потратил на создание руки?
— Мои вложения на разработку — 4 тысячи рублей, а на изготовление каждого заказа — 6 тысяч рублей. На своих предзаказах я пока заработал 20 тысяч рублей.
Честно говоря, сначала я считал, что руку делаю ради интереса, поэтому некоторые комплектующие для неё не учитывал в смете. Но в любом случае были доходы, которые покрыли все затраты. Например, меня пригласили сделать лонгрид по этой теме для Университета НТИ «20.35» — он принёс мне ещё 20 тысяч рублей.
Про инвестиции пока не думал — проект сделал, чтобы понять специфику бизнеса, подзаработать денег и выйти на более высокий уровень. Я планирую заниматься созданием полноценного протеза на основе своей системы. И комплект — ступень к тому, чтобы разработать этот протез.
Честно говоря, сначала я считал, что руку делаю ради интереса, поэтому некоторые комплектующие для неё не учитывал в смете. Но в любом случае были доходы, которые покрыли все затраты. Например, меня пригласили сделать лонгрид по этой теме для Университета НТИ «20.35» — он принёс мне ещё 20 тысяч рублей.
Про инвестиции пока не думал — проект сделал, чтобы понять специфику бизнеса, подзаработать денег и выйти на более высокий уровень. Я планирую заниматься созданием полноценного протеза на основе своей системы. И комплект — ступень к тому, чтобы разработать этот протез.

— Ты сказал, что не хочешь раскрывать, в каком университете учишься. Он не помогает в развитии проекта?
— Университет даже немножко мешает. Скажем так — когда мне надо было поехать на форум «Открытые инновации», я подошёл в деканат с бумагами и письмом, в котором очень просил меня отпустить, на что деканат сказал «Нет».
— Расскажи, кем ты видишь себя в будущем?
— Вижу себя предпринимателем-инженером, «предпринимателем от науки». Мне нравится этот термин. Команда профессионалов под правильным руководством сделает всё лучше, чем я один.
У меня есть достаточно амбициозный план на жизнь — я интересуюсь киберпанком: созданием рук, которые могут заменить настоящие, имплантами, искусственными частями тела. Потом, может, и бессмертия получится достичь — кто знает.
У меня есть достаточно амбициозный план на жизнь — я интересуюсь киберпанком: созданием рук, которые могут заменить настоящие, имплантами, искусственными частями тела. Потом, может, и бессмертия получится достичь — кто знает.
— Откуда у тебя такие познания в области биоэлектроники и робототехники? Из школы?
— Все знания я получил самостоятельно. Школа помогла лишь в некоторых моментах. У меня не самая хорошая техническая подготовка, просто я могу разложить задачу на примитивные, чего не замечал у многих инженеров, с которыми общался. Потому что когда с ними говоришь, всё кажется невыполнимым, они говорят с высоты своих знаний. Я поступаю так — допустим, нам надо посчитать электрическую активность. Это, по сути, вольтметр, я это делал в 7 классе на лабораторных по физике. Значит, нужно подключить этот провод сюда. Не работает? Начинаю разбираться, почему.
Теоретическую часть я неплохо подтянул в «Сириусе». Я не владею какими-то сложными знаниями в области обработки биоэлектрического сигнала.
Теоретическую часть я неплохо подтянул в «Сириусе». Я не владею какими-то сложными знаниями в области обработки биоэлектрического сигнала.
Стараюсь исходить из того, что знаю, и общаться с людьми, которые знают больше меня. На том же «Острове» я был на направлении нейротехнологий и познакомился с другими участниками, которые хорошо понимают, как на практике что-то делать, но не очень разбираются в теории. У меня было наоборот. В результате мы с ними обменивались знаниями
— Какие ресурсы (книги, сайты и другие) помогают тебе расширять познания в области технологий?
— Многие инженеры любят фантастические вселенные, я в одной из таких для себя нашёл религию — Культ Механикус, поклонение богу-машине. Их постулаты направлены на поиск знания. Один из таких — знания нужно не просто получить, но и осмыслить. Если что-то изучил, это надо осознать, и уже потом можно считать, что ты этим знанием обладаешь. Я с этим согласен.
Могу порекомендовать читать научную фантастику в больших количествах.
Мой топ-3:
Могу порекомендовать читать научную фантастику в больших количествах.
Мой топ-3:
1
«Миры Роберта Шекли»
Сборник рассказов для расширения сознания
2
«Землянин» Романа Злотникова
В этой серии книг люди пошли по пути биологических технологий, генетического улучшения
3
«Жрецы Марса» Грэма Макнилла
В ней очень сильный пролог, заставляет задуматься о технологиях, об изучении нового и сохранении знаний