Какие медицинские стартапы я рекомендую открывать?

На старте бизнеса
На старте бизнеса
Станислав Сажин
Станислав Сажин

Основатель «Доктор на работе»

Станислав Сажин

Станислав Сажин подготовил для Rusbase масштабный материал по теме медицинских стартапов. Тонкости сферы – с цифрами и примерами – и советы тем, кто только собирается запускать свой проект, от основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе».

Настало время прочитать последние (и самые позитивные) главы. Сегодня мы говорим не о проблемах в отрасли, а о возможностях, за которые надо браться. Где найти деньги на такой бизнес – тоже узнаете ниже.

Какие медицинские стартапы я рекомендую открывать?
  1. На старте бизнеса

Глава 1Глава 2Глава 3 и 4Глава 5Глава 6 и 7Глава 8 и 9 • Глава 10 и 11



Глава 10. Какие направления медицинских стартапов я бы рекомендовал?

Поговорим о том, какие направления в области медицинских стартапов я бы рекомендовал.

Никакие.

Для начала я бы предостерег от работы вне онлайн-сферы, только если вы не запускаете частную клинику. Причина: вам понадобятся огромные инвестиции под огромные риски.

Вряд ли вы их найдете сейчас в России, поэтому забудьте про оборудование, забудьте про лекарства, забудьте про все, что связано с офлайн-отраслью, только если это не частная клиника. При этом, чтобы открыть частную клинику, нужно иметь опыт открытия частных клиник (вот такой каламбур) – иначе вам никто денег не даст. А если у вас уже есть опыт, вам мои советы не нужны.

Поэтому перейдем к онлайн-медицине.

Здесь я бы вам посоветовал забыть про все, что связано с пациентами в целом.

Работайте узконаправленно, точечно, и тогда вы будете успешны.

Если вы делаете сайт для пациентов, то обратите внимание, например, исключительно на диабетиков. Сфокусируйтесь на них, и вы сможете продавать рекламу дороже. Потому что, если вы точно знаете, что ваши пациенты диабетики, можно идти только к компаниям, производящим инсулин, и требовать с них больше денег. Делаете сайт для врачей – не надо делать сайт для всех врачей. Вы не сможете обогнать «Доктора на работе». Сделайте лучше сайт для эндокринологов с сервисами для эндокринологов, и у вас будет шанс стать успешными. Потому что вряд ли тот же «Доктор на работе» начнет конкурировать с вами из-за 1/100 части своей аудитории.

Еще кое-что: попробуйте подумать о том, что сейчас для пациентов важно не только лечение, но и уровень жизни. Помните: если у пациента онкология, ему нужна поддержка, после химиотерапии ему нужно восстановление. Сфокусируйтесь на этом. Подобным еще никто не занимается.

Потом подумайте о госденьгах. В системе ОМС в госклиниках есть много направлений, где можно развернуться. Это, например, доставка оборудования в клиники и найм врачей. Да, у них мало денег, но если вы будете брать понемножку с каждой клиники так, чтобы не было необходимости проводить гостендер (т. е. речь должна идти о сумме меньше 100 тыс. рублей, если я не ошибаюсь), а в России всего 30 тыс. государственных медицинских учреждений, то в сумме вы сможете много заработать. Да, это большая проблемная отрасль, но ей стоит заниматься.

То же самое – с ОМС.

Страхование (даже государственное) – это сфера возможностей.

Например, можно придумать, как узнать, у кого из граждан нет полиса ОМС, а потом как-то удобно его продавать. Сделайте поиск ближайшей страховой, которая дает ОМС. Вы можете создать сервис, где пациенты будут узнавать, какие услуги по ОМС им предоставляются бесплатно, а какие платно. Ничего похожего до сих пор нет.

Далее – частное страхование. Здесь пойдет выбор страховой и списки, в каких клиниках какие страховые принимают: ничего подобного также еще нет. И вот этим бы я советовал заниматься.



По теме: Big data для банкиров и страховщиков



Лекарства – тоже большой блок, который подойдет для бизнеса. В России нет почти никаких сервисов, которые можно вывести онлайн, кроме онлайн-доставки или онлайн-справки о цене лекарства. Шансов на успех гораздо больше: попробуйте собирать отзывы о лекарствах или их побочные действия – эти данные интересны как клиникам, так и фармкомпаниям и пациентам, а значит, такую статистику вполне вероятно продать. Еще можно отслеживать эпидемии по упоминаниям препаратов или искать контрафактные препараты в аптеках… Огромное количество вариантов!

Или вот – исследования. Можно нанимать людей, чтобы они ходили, смотрели, где и какие препараты есть. Или чтобы они в аптеках скидывали с полок препараты конкурентов и оставляли только ваши. Но с препаратами, в отличие от обычной медицины и в отличие от лечения людей, есть большая проблема: отрасль может быть настолько новой для вас, что вы с ней просто не справитесь. Этим, конечно, стоит заниматься только тем, у кого есть опыт работы в фармацевтике.


Глава 11. И, наконец, где брать деньги?

Медицина – это область, в которую с опаской инвестируют фонды и ангелы, которые никогда не работали тут ранее. Соответственно, я бы вам советовал тратить время только на тех потенциальных инвесторов, которые уже работали с медициной. Выбор получается очень небольшой, на самом деле. Посевные инвестиции, например, это всего двое ангелов, Игорь Рябенький и ФРИИ. Я не думаю, что вы еще от кого-то получите посевные инвестиции на медицину.

Затем фонды. Ну, тут список чуть шире. Можно посмотреть, кто инвестировал в ведущие медицинские стартапы. Я бы привел в пример Guard Capital, Prostor Capital, Runa Capital, Intel Capital. Вот, наверное, и все фонды, которые работают с медициной, знают, что это такое, и, возможно, готовы инвестировать в ваш проект.



По теме: Guard Capital приобрел 15% «Доктор на работе»



Если вы совсем не знаете, где взять деньги, можете написать мне. Но предупреждаю: если у вас дурацкий стартап, я вам прямо так и скажу – что вы полный идиот и вам лучше заниматься уборкой офисов.

На этом распрощаюсь, всем пока!

Станислав Сажин.

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше

Возможности

31 декабря 2027

Материалы по теме