ФАС встала на защиту автошкол
ФАС обвиняет МВД, Минтранс и Минобрнауки в нарушении конкуренции на рынке образования водителей
В июле этого года в России стали действовать новые требования к оснащению автошкол, утвержденные Министерством внутренних дел, Минтрансом и Минобрнауки России. В частности, автошкола в обязательном порядке должна иметь комплекс для проверки "психофизиологических качеств" водителя, системы видеофиксаций при сдаче экзаменов, а также компьютеризованный автодром. Однако ФАС усмотрела в новых правилах нарушение конкуренции, и возбудила дело в отношении трех ведомств.
Как говорится на сайте ФАС, новые требования к автошколам, прописанные в письме Минобрнауки "О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств", противоречат федеральному закону "О защите конкуренции" (п.2 часть 1 ст. 15). Новые правила были утверждены Минобрнауки России и согласованны с ГИБДД России и Минтрансом в декабре 2008 года, и начали предъявляться к автошколам при их лицензировании с 1 июля 2009 года.
Как объяснял ранее начальник управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов, новые правила, предъявляющие более жесткие требования к оснащению автошкол, должны свести на нет так называемый "человеческий фактор": благодаря компьютерам, "человеческий фактор практически отсутствует - уж если ты не сдал, то на мониторе появляются штрафные баллы, которые показывают ошибки - как в теории, так и на практике". И возможность дачи взятки, по его мнению, также исключается, поскольку все этапы прохождения экзаменов "отображаются в программе, и человек объективно показывает все знания, которые он получил во время учебы". Автошколам было предоставлено время на приобретение необходимого современного оборудования и повышение квалификаций преподавателей, говорили ранее в Минобрнауки.
Однако в ФАС решили, что новые требования приведут к тому, что разрешительные органы могут отказать автошколам в получении лицензии на обучение водителей авто. Это нарушает конкуренцию на рынке образования автомобилистов, посчитали в ФАС, и завели дело в отношении этих трех ведомств, которое будет рассмотрено 7 декабря.
Дорогие автодромы
Одним из новых правил является использование автошколами компьютеризированных автодромов для обучения водителей. В ФАС считает, что это требование ограничивает конкуренцию на рынке, так как стоимость таких автодромов составляет десятки миллионы рублей.
Согласно правилам, оно вступает в силу с 2011 года, однако регионы имеют право вводить его раньше. Так, например, и поступили в управлениях ГИБДД Мурманской и Челябинской областей, которые начали требовать от автошкол использования при обучении таких автодромов уже осенью этого года, грозя отказом в выдаче лицензии. Правда, местные органы ФАС уже решили эту проблему, встав на сторону автошкол.
Дорого
По новым требованиям, автошколы в обязательном порядке также должны иметь компьютерные комплексы для проверки "психофизиологических качеств" водителя (глазомера, скорости реакции и так далее), а учебные автомобили должны быть оснащены системами видеофиксации. Однако закупать новое оборудование школы должны только у одобренных в ГИБДД компаниях, где необходимые для обучения устройства продаются в несколько раз дороже, чем в других фирмах. По оценке президента Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, затраты одной автошколы на переоборудование могут составить в среднем 300-500 тыс. рублей.
Законность требований
Ко всему прочему, в ФАС считают, что требования к автошколам, содержащиеся в письме Минобрнауки, должны быть утверждены законом или постановлением правительства, а не внутриведомственным письмом.
Как говорится на сайте ФАС, новые требования к автошколам, прописанные в письме Минобрнауки "О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств", противоречат федеральному закону "О защите конкуренции" (п.2 часть 1 ст. 15). Новые правила были утверждены Минобрнауки России и согласованны с ГИБДД России и Минтрансом в декабре 2008 года, и начали предъявляться к автошколам при их лицензировании с 1 июля 2009 года.
Как объяснял ранее начальник управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов, новые правила, предъявляющие более жесткие требования к оснащению автошкол, должны свести на нет так называемый "человеческий фактор": благодаря компьютерам, "человеческий фактор практически отсутствует - уж если ты не сдал, то на мониторе появляются штрафные баллы, которые показывают ошибки - как в теории, так и на практике". И возможность дачи взятки, по его мнению, также исключается, поскольку все этапы прохождения экзаменов "отображаются в программе, и человек объективно показывает все знания, которые он получил во время учебы". Автошколам было предоставлено время на приобретение необходимого современного оборудования и повышение квалификаций преподавателей, говорили ранее в Минобрнауки.
Однако в ФАС решили, что новые требования приведут к тому, что разрешительные органы могут отказать автошколам в получении лицензии на обучение водителей авто. Это нарушает конкуренцию на рынке образования автомобилистов, посчитали в ФАС, и завели дело в отношении этих трех ведомств, которое будет рассмотрено 7 декабря.
Дорогие автодромы
Одним из новых правил является использование автошколами компьютеризированных автодромов для обучения водителей. В ФАС считает, что это требование ограничивает конкуренцию на рынке, так как стоимость таких автодромов составляет десятки миллионы рублей.
Согласно правилам, оно вступает в силу с 2011 года, однако регионы имеют право вводить его раньше. Так, например, и поступили в управлениях ГИБДД Мурманской и Челябинской областей, которые начали требовать от автошкол использования при обучении таких автодромов уже осенью этого года, грозя отказом в выдаче лицензии. Правда, местные органы ФАС уже решили эту проблему, встав на сторону автошкол.
Дорого
По новым требованиям, автошколы в обязательном порядке также должны иметь компьютерные комплексы для проверки "психофизиологических качеств" водителя (глазомера, скорости реакции и так далее), а учебные автомобили должны быть оснащены системами видеофиксации. Однако закупать новое оборудование школы должны только у одобренных в ГИБДД компаниях, где необходимые для обучения устройства продаются в несколько раз дороже, чем в других фирмах. По оценке президента Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, затраты одной автошколы на переоборудование могут составить в среднем 300-500 тыс. рублей.
Законность требований
Ко всему прочему, в ФАС считают, что требования к автошколам, содержащиеся в письме Минобрнауки, должны быть утверждены законом или постановлением правительства, а не внутриведомственным письмом.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО»
- 1 Минобрнауки хочет уберечь бизнес от «серийных» компенсаций за использование чужих товарных знаков Ведомство представило законопроект о внесении изменений в ГК 13 января 18:48
- 2 VK запустил рекламу «Звонков» и заключил соглашение с Минпросвещения и Минцифры Платформа взяла курс на продвижение своих решений в сфере онлайн-образования 15 сентября 21:21
- 3 Российские вузы исключены из Болонского процесса — Минобрнауки Болонская система образования действовала в России с 2003 года 06 июня 21:21
- 4 Студентам будут выдавать цифровые дипломы об образовании Их введут в ближайший год, сообщили в Минобрнауки 07 апреля 21:48